Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 
Выступление на школьном семинаре (презентация)

Роль междисциплинарной программы
«Основы смыслового чтения и работа с текстом»
в системе ФГОС

Щеголева Людмила Валентиновна,
руководитель МО учителей русского языка и литературы,

 учитель русского языка и литературы
    В « Национальной программе поддержки и развития чтения» (2007-2020 годы) говорится, что «современная ситуация с чтением характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением, и « на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры».
    Чтобы затормозить эти процессы , в систему ФГОСов введена задача приобщения детей, подростков и молодёжи к чтению за счёт формирования нового имиджа чтения:
  • Как образовательной программы «длиной во всю жизнь»
  • Как основы успешности процесса обучения в школе
  • Как средства самореализации и активного воздействия с окружающим миром
  • Как способа получения удовольствия в духовной сфере
     С этой целью среди 4-ёх междисциплинарных программ ФГОСов образовательным учреждениям – школам- предлагается разработать и внести в образовательную программу междисциплинарную программу « Основы смыслового чтения и работа с текстом».
    Что такое междисциплинарная программа? Междисциплинарная программа – это комплексная целевая программа, направленная на достижение предметных , метапредметных и ускорение личностных результатов на всех этапах обучения в школе.
Междисциплинарных программы 4.
    Это:
 «Формирование универсальных учебных действий»
 «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»
 «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
 «Основы смыслового чтения и работа с текстом»
    Выделяются следующие уровни взаимодействия этих программ:
- урочный  (обобщающие уроки, учебные темы)
 - тематический  - вся система уроков учебной темы подчиняется  решению крупной междисциплинарной проблемы (связь с другими предметами, курсами)
 - сквозной  - система уроков, охватывающих несколько учебных  тем разных курсов
 - внутрицикловой  (например, одна и та же тема в разных  предметах)
 - межцикловой  (разные предметы = общие темы = дополняют друг друга) - конкретизация учебного материала в ракурсе межпредметной системы
    Одной из составляющих этого взаимодействия и является междисциплинарная программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом», цели, возможности и планируемые результаты которой я сегодня постараюсь коротко обозначить.
    Цели программы:
Научить
- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах
- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов)
- заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты
      В итоге должны сформироваться следующие умения:
- умение найти информацию и понять прочитанное         
 - умение преобразовать и интерпретировать информацию
 - умение оценить информацию
    Итак, каким же бывает чтение?
Чтение бывает:
- Выборочным
 - Изучающим ( углублённым или критическим )
 - Быстрым
 - Просмотровым ( поисковым)
 - Ознакомительным
 - Сканирующим
    Виды чтения:
  Выборочное чтение:
 - предполагает поиск определённой информации, чтобы  определиться в степени значимости (новизны) информации
  Просмотровое (поисковое) чтение:
 - используется для предварительного ознакомления   (при этом обращается внимание на
предисловие,  оглавление, выбор разделов, чтение аннотации)
  Ознакомительное чтение:
 - предполагает знакомство с содержанием текста,  понимание текста на уровне его основной идеи и  проблематики (70% понимания информации) и пренебрежение к  второстепенным деталям
Сканирование:
 - быстрый просмотр печатного текста с целью  поиска нужного факта, имени и т.п.
 Изучающее  (углублённое, критическое) чтение:
 - аналитический способ, при котором обращается  внимание на детали, производится их анализ, оценка, выяснение, толкование (до 100% понимания информации)
 Быстрое чтение:
 - характеризуется высокой скоростью и высоким качеством усвоения прочитанного
    Виды чтения формируются в процессе выполнения системы предтекстовых, текстовых и послетекстовых  (рефлексивных) заданий. Это и есть общая стратегия чтения текста, которая состоит из предтекстовой, текстовой и послетекстовой стадий.
    Предтекстовая стадия:
  Целью предтекстовой стадии является формирование установки на чтение.
 
  Предтекстовая стадия предполагает:
 - определение цели и задач чтения
 - ознакомление с наиболее значимыми понятиями,  ключевыми словами и терминами, используемыми  в тексте
 - актуализацию предшествующих знаний
    Примерные задания для работы в предтекстовой стадии
    Текстовая стадия:
Цель текстовой стадии состоит в освоении механизмов чтения
   Текстовая стадия включает:
   - выдвижение гипотезы о смысле читаемого в структуре текста
   - ее подтверждение/опровержение в процессе чтения
   - догадку о соотношении читаемой в данный момент части с текстом в целом
   - размышление во время чтения о содержании текста
    Примерные задания для работы в текстовой стадии
    Послетекстовая стадия:
Целью послетекстовой стадии является выявление основной идеи текста или совокупности его главных смыслов
 На послетекстовой стадии осуществляются такие трансформации текста, как:
  - воспроизведение текста с различной степенью развернутости  и сжатости
  - аннотирование, реферирование текста
  - преобразование текста в другую письменную или иную форму репрезентации
  - обсуждение прочитанного с последующим написанием  собственных текстов.
    Примерные задания для работы в послетекстовой стадии.
    Стратегия смыслового чтения и работы с текстом распределяется по классам следующим образом:
5 КЛАСС     Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
6 КЛАСС    Работа с текстом:  преобразование и интерпретация
7 КЛАСС     Работа с текстом:  оценка информации
8-9 КЛАСС    Работа с текстом:  подготовка к ГИА и ЕГЭ
    В результате освоения междисциплинарной программы смыслового чтения и работы с текстом предполагается, что
Выпускник обязательно чему-то научится и
Выпускник получит возможность чему-то научиться
    Итак, на этапе поиска информации и понимания прочитанного (а это 5 класс) предполагается, что ученик научится следующему:
   - ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл
   - определять главную тему, общую цель или назначение текста
   - выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и  общему смыслу текста
 - формулировать тезис, выражающий общий смысл текста
   - предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт
   - объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте
   - сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать  соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной  вопросом
   - объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы
   - находить в тексте требуемую информацию,пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте
   - устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить  необходимую единицу информации в тексте
 - решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи,  требующие полного и критического понимания текста
 - определять назначение разных видов текстов
  - ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
  - различать темы и подтемы специального текста
  - выделять главную и избыточную информацию
  - прогнозировать последовательность изложения идей текста
  - сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме
  - выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей
  - формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции
  - понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им
     На этапе поиска информации и понимания прочитанного ученик получает возможность научиться:
- анализировать изменения своего эмоционального состояния  в процессе чтения
- получать и перерабатывать полученную информацию, осмыслять её
    Этап преобразования и интерпретация информации. Ученик научится:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;  проводить проверку правописания; использовать в тексте  таблицы, изображения
 - преобразовывать текст, используя новые формы представления  информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности, в практических задачах),  переходить от одного представления данных к другому
 - интерпретировать текст
 - сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера
 - обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов
 - делать выводы из сформулированных посылок
 - выводить заключение о намерении автора или о главной мысли текста
    На этом этапе ученик получит возможность научиться:
-  выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с  информацией текста, анализа подтекста   (использованных языковых средств и структуры текста)
Имплицитную –
    Этап оценки информации. Ученик научится:
- откликаться на содержание текста
 - связывать информацию из текста со знаниями из других  источников
 - оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих  представлений о мире
 - находить доводы в защиту своей точки зрения
 - оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения
 - на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению  достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов
 - в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию
 - использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте)
     На этапе оценки информации ученик получит возможность научиться:
- критически относиться к рекламной информации
 - находить способы проверки противоречивой информации
 - определять достоверную информацию в случае наличия  противоречивой или конфликтной ситуации
     Таким образом, в результате работы с текстом по разным предметам предлагается развитие у ученика следующих УУД (универсальных учебных действий):
 
    И как следствие, развитие качеств выпускника для успешности в современной жизни:
Уметь  ставить цель и добиваться её
Уметь  адаптироваться к ситуации
Уметь  общаться
Уметь  ориентироваться в мире
Уметь самостоятельно добывать знания и применять их
Уметь заботиться о других
Сохранить здоровье
    Но давайте всегда помнить о том, что у чтения есть всё-таки свой парадокс: оно уводит нас от реальности, чтобы наполнить реальность смыслом.
    А смысл реальности в том, что  не все наши ученики способны успешно освоить чтение и работу с текстом, как это написано в программах. Вот что по этому поводу сказал великий Гёте:
«Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет жизни и всё не могу сказать, чтобы вполне достиг цели.»

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»